Page 4 - kniga_kolazi_intern_1
P. 4
4
с прорывным журналистским и художественным мышлением, и, конечно же, людей с характе-
ром. А. Дорофеев был одной из самых удачных находок В. Старкова. Он высмотрел его в газете
«Московский комсомолец» и как-то сумел «переманить». Дав новому художнику газеты полную
волю – и воображения, и изобретательности, и дерзости, – он сделал из газеты не только явление
политическое и информационное, но и явление художественное. Очень точно по этому поводу
высказался один из ценителей творчества Дорофеева, поэт Андрей Вознесенский, сказавший,
что «Дорофеев – родитель совершенно нового художественного направления – постсюрреализ-
ма». Что Андрей Дорофеев является представителем яркого и очень востребованного сегодня
художественного направления, подтверждает большое количество его персональных выставок и
в России, и за рубежом.
Для газеты, особенно для такой, как «Аргументы и факты», ценность Дорофеева была и остаётся
в том, что он необычайно остро и вместе с тем гармонично сумел соединить в своих работах ис-
кусство, публицистику и политику. Явление, надо сказать, крайне редкое. Очень верно по этому
поводу высказался В. Старков: «Считается, что политика и художник – вещи несовместимые. Но
Андрей Дорофеев – один из тех редких художников, кто с помощью политических реалий созда-
ёт настоящее искусство. Его коллажи (а именно в этом жанре работает Андрей) – это воистину
художественные произведения, которые создаются с помощью фотографии, компьютера, пера и
кисти», но и, конечно, добавлю от себя, огромного творческого воображения, для которого необ-
ходим не «просто талант», но и глубокий интерес к проблемам, которые волнуют наше общество.
Персонажами Дорофеева на страницах «АиФ» за многие годы его работы в газете стали фак-
тически все фигуранты новейшей российской истории и политики. Иронического (но никогда
не злобного) взгляда не избежал никто из известных обитателей коридоров власти, в том числе и
кремлёвских коридоров. Более того, скажу, что политики и деятели культуры обижаются, когда
Дорофеев по той или иной причине обходит их своим вниманием и не берёт их в свои коллажи.
Будучи пресс-секретарём президента Бориса Ельцина, я неоднократно слышал от него как одо-
брительные, так и обидчивые отзывы на работы Дорофеева.
Один из весьма частых участников дорофеевских коллажей был и остаётся Г. Зюганов. И, судя
по всему, политик ценит это. Ещё бы, ведь угодить в коллаж Дорофеева – это шикарная и бес-
платная реклама. Однажды Зюганов был изображён в «АиФ» в виде персонажа с бабочкой на шее.
«Я впервые надел бабочку по воле Дорофеева», – признался он, будучи однажды гостем редак-
ции. Дорофеев не обходит вниманием и нынешнего президента. Впрочем, о реакции Владимира
Путина мы пока не слышали.
В самой редакции не устают удивляться изобретательности художника. И после появления его
нового коллажа в коридоре можно часто услышать обращённое к нему: «Ну, Андрей, ты даёшь!»
Андрей скромно улыбается.
Необычность его творчества во многом объясняется судьбой. Мало что предвещало в нём
будущего художника и известную личность. В советские годы его поджидала почётная стезя ин-
женера, изобретателя. И, как бы повинуясь жёсткой логике советских судеб, он пошёл учиться в
Московский авиационный институт (знаменитый МАИ) и защитил там диплом с отличием на
актуальную для того времени тему «Баллистическая ракета с ядерными боеголовками».
Диплом защищён много лет назад. А Андрей Дорофеев продолжает бить ядерными боеголовка-
ми своих коллажей по пошлости, по глупости и по отсталости нашей жизни. Новых тебе ядерных
ударов, Андрей! Огонь по штабам!
Вячеслав КОСТИКОВ, пресс-секретарь Президента РФ (1992-1994), журналист, писатель